земельный кодекс ст 30
Пункт 3 ст. 30 ЗК РФ называет три вида права, на основании которых предоставляются земельные участки для строительства с предварительным согласованием. Три вида права возникают у трех различных групп субъектов. У «обычных» (граждан и юридических лиц) — аренда. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. Статья 30 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Новая редакция Ст. 30 ЗК РФ. Утратила силу с 1 марта г. Комментарий к Статье 30 ЗК РФ. Статья 30 ЗК является одной из самых сложных и «многослойных» по своему содержанию не только в главе V ЗК, но и среди всех остальных статей ЗК, что обусловлено как широтой затрагиваемой проблемы, так и историей ее формирования. С момента принятия ее первоначальной редакции и до начала г. комментируемая статья подверглась самое малое двадцат. Земельный Кодекс Российской Федерации. Глава I. Общие положения (статьи 1 — 11). Статья 1. Основные принципы земельного законодательства. Статья 2. Земельное законодательство. Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством. Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации. Статья 5. Участники земельных отношений. Статья 6. Объекты земельных отношений. Статья 7. Состав земель в Российской Федерации. Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений. Статья 9_1.

земельный кодекс ст 30
Подпункты 1 и 2 п. Июнь г. Решение или выписка из него о предоставлении земельного сроку для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается участку в семидневный срок со дня арендую земельный участок принятия. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация делимые и неделимые земельные участки программ использования и аренды земель, находящихся в границах кодексов Российской Земельный контроль иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных земельного ЗК РФ Статья Категорию «развитие территорий» следует понимать как кодекс действий, осуществляемых на основании договора о развитии территорий ст.
земельный кодекс ст 30
Комментарий к ст. 30 ЗК РФ
земельный кодекс ст 30
Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2020 года)
проверка потребителей электрической энергии

Росреестр разъясняет новый порядок предоставления земельных участков

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, глава 5, статья 30
земельный кодекс ст 30
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, глава 5, статья 30
земельный кодекс ст 30
земельный кодекс ст 30

Пункт дополнительно включен с 22 июля года Федеральным законом от 18 июля года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 июня года N ФЗ. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:.

Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января года Федеральным законом от 3 июля года N ФЗ. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков.

При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах измененный земельный участок. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок.

Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством. Пункт в редакции, введенной в действие с 9 марта года Федеральным законом от 8 марта года N ФЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта года.

Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Абзац дополнительно включен с 1 марта года Федеральным законом от 23 июня года N ФЗ. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта года Федеральным законом от 23 июня года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа года N ФЗ. Пункт утратил силу с 1 марта года — Федеральный закон от 23 июня года N ФЗ. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.

В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и или имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов конкурсов, аукционов.

Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта года Федеральным законом от 23 июня года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября года Федеральным законом от 3 августа года N ФЗ. Сервитуты, публичные сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых или измененных земельных участков в прежних границах.

Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября года Федеральным законом от 3 августа года N ФЗ. Не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения ограничения прав, за исключением обременений ограничений прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах.

Залог сохраняется в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае, если такие обременения ограничения прав на земельные участки установлены на основании договоров, применяются установленные пунктом 4 настоящей статьи правила о заключении договоров, об изменении договоров.

Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 июня года N ФЗ. Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и или границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения ограничения не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории далее — схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами , объектов незавершенного строительства.

Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа года Федеральным законом от 3 августа года N ФЗ. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного бессрочного пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января года Федеральным законом от 29 июля года N ФЗ. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости далее — орган регистрации прав , в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.

Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января года Федеральным законом от 3 июля года N ФЗ. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату.

Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января года Федеральным законом от 3 июля года N ФЗ.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля года Федеральным законом от 3 июля года N ФЗ. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября года Федеральным законом от 23 июня года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января года Федеральным законом от 3 июля года N ФЗ. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статья в редакции, введенной в действие с 1 января года Федеральным законом от 21 июля года N ФЗ. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:. Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля года Федеральным законом от 27 декабря года N ФЗ. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля года N ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» , Федеральным законом от 10 января года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя , обязаны обеспечить их рекультивацию.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и или восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и или нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья в редакции, введенной в действие с 4 июля года Федеральным законом от 3 июля года N ФЗ. Земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Собственностью граждан и юридических лиц частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации федеральную собственность , собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований муниципальную собственность осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля года Федеральным законом от 17 апреля года N ФЗ.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Пункт утратил силу с 1 июля года — Федеральный закон от 17 апреля года N ФЗ. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Пункт дополнительно включен с 24 октября года Федеральным законом от 22 июля года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря года Федеральным законом от 28 ноября года N ФЗ. В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка пункт дополнительно включен с 24 октября года Федеральным законом от 22 июля года N ФЗ.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта года Федеральным законом от 23 июня года N ФЗ. Пункт дополнительно включен с 17 июня года Федеральным законом от 14 июня года N ФЗ Комментарий к статье Наименование главы в редакции, введенной в действие с 1 марта года Федеральным законом от 23 июня года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября года Федеральным законом от 3 августа года N ФЗ.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Пункт дополнительно включен с 29 мая года Федеральным законом от 10 мая года N ФЗ , утратил силу с 1 марта года — Федеральный закон от 23 июня года N ФЗ. Пункт дополнительно включен со 2 августа года Федеральным законом от 19 июля года N ФЗ , утратил силу с 1 марта года — Федеральный закон от 23 июня года N ФЗ.

Размер арендной платы определяется договором аренды. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог.

При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. Пункт дополнен с 1 января года Федеральным законом от 22 июля года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 марта года Федеральным законом от 23 июня года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля года N ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 декабря года N ФЗ.

Передача арендатором, являющимся некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного данной некоммерческой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования за исключением передачи арендных прав в залог или обращения взыскания на переданные в залог арендные права в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля года N ФЗ «Об ипотеке залоге недвижимости » , не допускается.

Пункт дополнительно включен с 22 июля года Федеральным законом от 21 июля года N ФЗ. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.

В главе V ЗК комментируемая статья является, по сути, одним из ее центральных звеньев. Посредством правил отсылочного характера ст. Так как в процессе предоставления земельных участков для строительства решается одновременно и вопрос о праве, на котором предоставляется тот или иной участок, то ст. Статья 30 ЗК устанавливает условия передачи незастроенных свободных земельных участков для строительства.

Участниками процесса предоставления земельных участков являются лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительства; органы, уполномоченные на распоряжение публичными землями; органы местного самоуправления.

Порядок, предусмотренный в комментируемой статье, а также в ст. Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости. В комментируемой статье раскрываются общие начала двух независимых друг от друга процедур предоставления земельных участков:.

Главное отличие предоставления участков с предварительным согласованием от предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта заключается в том, что в последнем случае земельный участок не выбирается для будущего правообладателя и его нужд.

Пункт 3 ст. Три вида права возникают у трех различных групп субъектов. У «обычных» граждан и юридических лиц — аренда. В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса России.

Наконец, религиозным организациям земельные участки предоставляются для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

ЗК предусматривает предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта в следующих случаях:.

Пункты 2 и 2. Первая модель связана с точечной застройкой на свободных земельных участках, которые предоставляются под строительство многоквартирных или общественно-деловых зданий.

Основания и порядок предоставления таких земельных участков под строительство развернуто описаны в ст. Вторая модель связана с предоставлением в соответствии со ст. Для этих целей предоставляется, как правило, значительный по размеру земельный участок от 1 га и больше. После завершения его освоения этот исходный земельный участок делится на несколько самостоятельных земельных участков меньшего размера, на которых располагаются не только объекты капитального строительства — жилые дома, но и объекты соцкультбыта и инфраструктуры.

Арендатор получает исключительное право приобрести образовавшиеся вследствие раздела земельные участки в границах освоенного массива в собственность или в аренду, за исключением тех участков, которые изъяты или ограничены в обороте. При этом на него возлагается обязанность соблюдения максимальных сроков осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков ст.

Третьей модели посвящен пункт 2. В законодательстве, в частности в ГрК, не раскрывается понятие «развитие застроенной территории».

Однако содержание его элементов позволяет говорить об институте права «развитие застроенной территории». Согласно п. В состав института права «развитие застроенной территории» входят различные элементы, отражающие ту или иную стадию его реализации.

Во-первых, должен существовать такой объект, как застроенная территория — многоквартирные дома или иные объекты капитального строительства ч. Во-вторых, органы местного самоуправления должны принять градостроительный регламент, местные нормативы градостроительного проектирования, а при их отсутствии — утвержденные органом местного самоуправления расчетные показатели обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры ч.

В-третьих, публичное образование должно принять решение о развитии застроенной территории, в котором должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции ч. В-четвертых, развитие застроенной территории осуществляется в соответствии с договором о ее развитии.

Однако право на его заключение необходимо получить, участвуя в аукционе. Порядок организации такого аукциона описан в ст. Только в трех пунктах этой статьи п. Возможно, по этой причине органы местного самоуправления принимают иногда собственные положения о порядке проведения аукциона, в которых детализируют процедуру. Например, в г.

Чите Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 30 августа г. N утверждено Положение об организации и проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории далее — Положение г. Подпункты 7. Читы посвящены порядку проведения аукциона — ведение аукциона аукционистом, шаг аукциона в размере от 1 до 5 процентов, заявление участниками своих предложений путем поднятий карточек с номерами, повторение цены 3 раза при отсутствии предложений со стороны участников аукциона.

В Положении г. Читы также детально прописана последовательность прибытия участников аукциона к началу его проведения, регистрация участников, выдача пронумерованных карточек с регистрацией их в журнале регистрации для участия в аукционе.

А если принять во внимание, с какой детальностью разработаны в Положении г. Читы вопросы состава и полномочий комиссии по проведению аукциона п. В этой связи большой интерес представляют методы, применяемые органами местного самоуправления при определении начальной цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий.

Полномочиями по утверждению соответствующих методик ГрК наделены субъекты РФ. В тех субъектах РФ, где соответствующие методики утверждены например, Саратовская, Ростовская, Тюменская области, Карачаево-Черкесская Республика, город федерального значения Санкт-Петербург, города Чита, Орел , действует правило о возможном применении одного из двух методов — экспертного либо расчетного.

Первый означает привлечение независимого оценщика для составления отчета о рыночной стоимости земельного участка участков , расположенного в границах застроенной территории, на основании Федерального закона от Второй метод для каждого субъекта РФ индивидуален, поскольку разрабатывается его законодательным органом.

В одних случаях таким критерием выступает разница между доходами, которые будут получены инвестором от исполнения договора о развитии застроенной территории, и расходами, которые он понесет в ходе исполнения указанного договора.

В частности, указанный способ определения цены предмета аукциона закреплен Постановлением правительства Ростовской области от Постановлением Тюменской области от Июнь г. Постановлением администрации г. Орла от 27 августа г. Законом Саратовской области от Так согласно ч.

Проведение торгов, предметом которых выступает земельный участок, предназначенный под строительство, осуществляется с соблюдением требований комментируемой статьи, ст.

Пунктом 2. Положения данного пункта основаны на нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации ГрК РФ об осуществлении действий, именуемых данным Кодексом развитием территорий.

Нормы ст. При этом имеется в виду особый случай освоения и использования земельных участков в целях строительства жилых домов на месте многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу. Одной из отличительных черт установленного порядка является то, что предоставление участка осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном ст.

Согласно ст. Категорию «развитие территорий» следует понимать как перечень действий, осуществляемых на основании договора о развитии территорий ст. Решение о развитии застроенной территории согласно ГрК РФ принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования при их отсутствии — утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры.

При этом решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв.

Постановлением Правительства РФ от 28 января г. Обратим внимание также на то, что согласно п. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию;.

В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со ст.

При заключении договора о развитии территорий осуществляется освоение территорий, отвечающих признакам, указанным в п. Порядок формирования участков, право, на основании которого они предоставляются, порядок предоставления участков подчиняются нормам земельного законодательства. Заметим, что правовая судьба недвижимости, расположенной на таких участках, кроме положений о ее изъятии должна быть определена на основе норм гражданского, земельного и жилищного законодательства.

Другая сторона договора орган местного самоуправления обязуется создать необходимые следующие условия для выполнения обязательств:. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с ч. Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с ч.

Следует заметить, что такой вид договора, как договор о развитии территорий, Гражданскому кодексу Российской Федерации незнаком. ГрК РФ не именует договор о развитии территорий разновидностью какого-либо договора, установленного в ч.

Но отдельные признаки такого договора, как представляется, сближают его с договором подряда гл. В то же время сходство с договором подряда нельзя считать полным, хотя бы с той точки зрения, что заказчик по договору подряда обязан оплатить работы, тогда как договор о развитии территорий оплаты производимых работ не требует.

Имеются и иные отличия между этими двумя договорами. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории установлен ст. Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок.

Решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации. В качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории, или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Орган местного самоуправления, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора.

Методика определения начальной цены предмета аукциона может быть установлена субъектом Российской Федерации. Таким образом, хотя торги по предоставлению земельного участка в данном случае не проводятся, тем не менее, проведение торгов общей процедурой развития территорий все же предусмотрено.

При применении комментируемой статьи следует обращаться и к иным нормативным актам, также регулирующим предоставление земельных участков для строительства либо права на застройку земельного участка и не противоречащим нормам данной статьи. Так, Градостроительным кодексом определены градостроительные требования к использованию земельных участков в городских и сельских поселениях, в том числе при их застройке ст.

Следует отличать основания и порядок предоставления земельных участков для строительства от общих условий реализации прав на землю правообладателями. Так ст. Также согласно ст. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Кроме того, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Согласно п. Настоящее правило не относится к земельным участкам, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также к земельным участкам, предоставляемым в соответствии с документами территориального планирования РФ и документами территориального планирования субъектов РФ.

При сопоставлении норм п. Статья 30 ЗК РФ является одной из самых сложных и «многослойных» по своему содержанию не только в главе V ЗК РФ, но и среди всех остальных статей ЗК РФ, что обусловлено как широтой затрагиваемой проблемы, так и историей ее формирования.

С момента принятия ее первоначальной редакции и до начала г. Комментируемая статья также играет важную роль в отраслевом комплексе норм, который регулирует отношения по распоряжению земельными участками.

Посредством правил отсылочного характера ст. Так как в процессе предоставления земельных участков для строительства решается одновременно и вопрос о праве, на котором предоставляется тот или иной участок, то ст.

Статья 30 ЗК РФ устанавливает условия передачи незастроенных свободных земельных участков для строительства. Участниками процесса предоставления земельных участков являются лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительства; органы, уполномоченные на распоряжение публичными землями; органы местного самоуправления.

Порядок, предусмотренный в комментируемой статье, а также в ст. Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости. В комментируемой статье раскрываются общие начала двух независимых друг от друга процедур предоставления земельных участков:.

Главное отличие предоставления участков с предварительным согласованием от предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта заключается в том, что в последнем случае земельный участок не выбирается для будущего правообладателя и его нужд.

Пункт 3 ст. Три вида права возникают у трех различных групп субъектов. У «обычных» граждан и юридических лиц — аренда. В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления п.

Наконец, религиозным организациям земельные участки предоставляются для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

ЗК РФ предусматривает предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта в следующих случаях:.

Земельный кодекс РФ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

виды земельных споров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *